воскресенье, декабря 24, 2006

Про бонусы

Вступление
Очень часто последнее время попадаются вопросы и рассуждения на тему "бонусов". Нужны бонусы или нет, приносят ли они эффект или нет, привыкает ли человек к бонусам или нет, к каким "событиям" в жизни команды/проекта/коллектива стоит приурочивать бонусы и так далее.

Мне тоже охота порассуждать на эти и близкие к этим темы.

Только я хочу обсуждать не только денежные бонусы. Я хочу обсуждать все виды "подарков" которые компания может позволить себе выдавать людям. Все, кроме зарплаты.

А зачем все эти бонусы нужны

В процессе обсуждения я буду пытаться понять цели компаний, выдающих тот или иной бонус. Этот момент, как это ни странно, очень часто ускользает как от "начальников", которые решают вопрос о бонусах, так и от подчиненных, которые этот бонус получают.

Ну то есть подчиненные очень часто считают, что любой бонус - это способ для начальства сэкономить им на зарплате, а начальство почему-то частенько полагает что любой бонус - это повод застваить подчиненных трудиться ещё больше и лучше.

А ведь если бы и начальники и подчиненные понимали цели того или иного бонуса, то скорее всего было бы гораздо больше шансов этих целей достичь.

Ведь бонус, он только для того и нужен - чтобы добиться чего-то - не так ли? Если у всех работников будут общие цели, то их будет удобнее добиваться.

Типы бонусов

Бонусы, в моем понимании бывают нескольких типов:

  1. Деньги
    • определенный процент от зарплаты выплачиваемый в случае качественной работы в течение какого-то срока времени
    • ежегодный денежный бонус к новому году/годовщине компании/ещё какому-то празднику
    • премия по итогам работы над проектом

  2. "Полезные для работника"

    • оплата отпуска в далекой южной стране
    • оплата абонемента в бассейна, фитнесс-клуб
    • оплата обучения по специальности
    • оплата поездки на выставку, семинар, конференцию
    • оплата сдачи экзамена (например MS сертификации)
    • медицинская страховка

  3. "Приятные безделушки"
    • В Microsoft, как известно, принято после успешно выпущенного продукта выдавать участникам проекта специальную награду "ShipIt!", о которой существую неоднозначные мнения.

      Вот например Элдар Мусаев очень даже доволен своей.

      А, например, автор знаменитой книги Microserfs Дуглас Коупленд, показал в ней
      далеко не самое хорошее отношение сотруников к этой награде:

      If you ship on time you get a Ship-It award: a 12-x-15-x-1- inch Lucite slab - but you have to pretend it's no big deal. Michael has a Ship-It award and we've tried various times to destroy it - blowtorching, throwing it off the veranda, dowsing it with acetone to dissolve it - nothing works. It's so permanent, it's frightening. (http://www.wired.com/wired/archive/2.01/microserfs_pr.html)

    • Майки, футболки, толстовки с логотипом фирмы
    • Значки, ручки и прочие сувениры
    • Почетные дипломы и грамоты, звания "Лучшего сотрудника" года, месяца и тому подобное
    • Благодарности, объявляемые публично в присутствии всех или многих сотрудников компании
Цели компании

Компания, которая платит/выдает бонусы, может преследовать несколько видов целей. Компания, при выборе бонуса из предыдущего списка должна четко представлять себе, что не любой цели можно добиться при помощи использования любого из описанных выше бонусов.

  1. Компенсация зарплаты.

    Иногда компания пытается выплатами бонусов и своим "соц. пакетом" - медицинской страховкой, оплатой питания, больничных, спортзала или абонемента в бассейн для сотрудников компенсировать неадекватность заработной платы. Ну то есть денег платят мало, а на все просьбы о повышениях утверждают что мол на самом деле, если подсчитать все вместе, и если бы все это было выдано деньгами, то денег было бы много.

  2. Награда отличившимся работникам, повышение мотивации сотрудников.

  3. Попытка повысить профессиональный уровень сотрудников.
Цели, как они представляются сотруднику

Сотрудник, получающий тот или иной бонус пытается вольно или невольно понять,
за что ему этот бонус предоставили и осознать что этот бонус для него означает.

И вот тут то и происходит самое главное: очень обидно будет начальству которое хотело показать человеку как оно его ценит, а сотрудник понял бонус так,что начальство ему целенаправленно недоплачивает. Или наоборот, начальство имело ввиду что оно так уж и быть выдало сотрудникам деньги и теперь расчитывает на повышенную "лоялбность", а сотрудники только сказали "про себя" - ну ладно, уволимся в следующем месяце, а не в этом.

Заключение

При планировании бонусов необходимо тщательно спланировать бонус для каждого конкретного человека, так чтобы компания добилась именно тех целей, который были изначально поставлены. Бонусы, выдаваемые "просто так" могут не только не достичь целей, они могут даже настроить сотрудника против компании.

Комментариев нет: