четверг, декабря 21, 2006

Лояльность работников - взгляд со стороны менеджера “среднего” звена

Привет,

Сегодня вот решил записать теорию, появившуюся у меня некоторое время назад. Теория посвящена вопросу о том как удержать на работе нужных и талантливых сотрудников. Я не специалист, вполне возможно что эта теория совсем не нова, так что не обессудьте.

Я работаю в настоящий момент менеджером “среднего” звена. Ну на самом деле не среднего, а скорее низшего. В общем, те кто подчиняется мне, уже не имеют подчиненных. Но иногда люди уходят. Наступает такой день, когда один из них подходит к тебе и говорит что он увольняется. Почему это произошло? Как этого избежать?

Именно об этом я и хочу поговорить. Естественно, я сразу же хочу заметить, что разговор пойдет исключительно о тех работниках, в которых вы, как начальство заинтересованы. Нет необходимости сохранять плохих работников - даже наоборот. Кроме того, не для любого вида деятельности “старый” (то есть опытный) работник лучше нового. Ну так такие виды деятельности я также исключаю из рассмотрения. Итак, как же создать такие условия, чтобы хорошие работники не увольнялись?

Внешние и внутренние силы

Мне думается, что на любого работника действуют два вида сил (применительно к желанию работать на той работе, на которой он работает сейчас) - внешние и внутренние. Внешними я называю такие силы, к которым организация в которой работает человек, не имеет никакого отношения и на которые она не может оказать влияния (даже косвенного). Поэтому, например, семья - не всегда является нвшней силой - иногда выплачиваемая зарплата может оказывать на семью косвенное влияние. Но конечно семья может являться внешней силой в каких-то других случаях - допустим один из супругов получает работу в другом городе и тогда может оказаться что другому нужно менять работу, как бы она ему ни нравилась.

Короче говоря, внешние силы - это все что вне “нашей власти”. Под “нами” я имею ввиду компанию, отдел кадров и руководство которой хотят сохранить своих хороших работников. Основная идея состоит в том что внешние силы мы рассматривать не будем. Нет смысла - ведь все равно мы не сможем с ними ничего сделать. Кроме того, если внимательно к ним присмотреться - бывает не так уж и много ситуаций, когда мы действительно не можем, хотя бы косвенно повлиять на ситуацию. Работа - очень мощное средство влияния.

Мы будем рассматривать только внутренние силы. Внутренние силы - это все те силы, которые не являются внешними :-)

Отталкивающие и притягивающие силы

Мне видится, что внутренние силы можно также разделить на два класса - притягивающие и отталкивающие.

Притягивающие силы - это то что заставляет человека любить свою работу. Это высокая зарплата, интересная работа, удобный офис, медицинская страховка, оплачиваемые и достаточно длинные отпуска, интересный коллектив и тому подобное. У каждого человека - свои притягивающие силы. Одному важно чтобы работа которой он занимается была интересной, а другому - лишь бы денег много платили.

Отталкивающие силы - это то что человеку на работе не нравится. На самом деле обычно это “перевернутые” притягивающие силы - маленькая зарплата, котороткие отпуска, плохие отношения в коллективе и так далее.

Баланс сил

Так вот моя мысль очень проста, даже до противности - нужно чтобы сумма притягивающих сил была больше чем сумма отталкивающих. Тогда шансов что человек придет к вам с просьбой об увольнении очень мало. А если и придет, то вы, как менеджер, сможете сказать себе что вы сделали все что могли, и по всей вероятности, внешние силы приводят к тому что человек увольняется.

Оно конечно, легче сказать чем сделать - ведь у каждого человека свои предпочтения. Более того, один и тот же фактор может быть позитивным в сознании одних людей и негативным в сознании других.

Менеджер

Есть только один человек, который в состоянии решить эти вопросы - непосредственный начальник. Это есть одна из важнейших функций непосредственного начальника - определить что для его подчиненных является “притягивающим”, а что “отталкивающим” и постараться обеспечить баланс. Никто кроме него этого сделать просто не сможет, из-за того что недостаточно много общается с этими людьми. Если начальник эту функцию не выполняет - он не начальник(я ни в коем случае не говорю, что это единственная функция начальника). Наша работа и наши коллеги по работе - это место и люди с которыми мы проводим большую часть своей жизни. Мы возможно общаемся со своими семьями меньше чем с коллегами по работе. Начальник, который не обращает внимания на эти моменты - должен пересмотреть свой подход, если конечно он считает что “сохранность” людей - это хорошо.

А что если мое начальство не согласится со мной?

Согласится. С разумными предложениями - непременно согласится, особенно еслирассказать вашему начальству про принцип баланса притягивающих и отталкивающих сил. Между прочим тот факт что начальство не соглашается с разумными доводами - это притягивающая или отталкивающая сила для Вас самого? Ведь Вы - тоже подчиненный и на вас действую те же самые силы. Помните - баланс важен, но нельзя забывать про то, что каждая компания создана для того чтобы зарабатывать деньги, а не тратить их. Перед тем как предлагать какие-то меры, который на Ваш взгляд сильно увеличат притягивающие силы - не поленитесь и посчитайте. Посчитайте сколько бы фирме стоила потеря данного сотрудника, прием на работу нового, его обучение и введение в курс дела. А затем посчитайте сколько стоит тот способ который Вы предлагаете использовать для того чтобы сотрудника сохранить. А затем сравните :-) Впрочем Вы ведь и так всегда проводите подобный расчет перед принятием важным решений - не так ли? :-)

Помните - притягивающих и отталкивающих сил много, и у каждого человека свое понимание этих сил и свои приоритеты для каждой из них. Если человеку не нравится та работа, которой он занимается, то простое повышение зарплаты может и не помочь. А если у меня не хватает денег чтобы купить ребенку игрушку, то самый великолепный коллектив и захвытывающая работа могут не быть достаточными. В этом - работа начальника - понять потребности подчиненных и сделать максимум возможного чтобы эти потребности удовлетворить. При этом не забывая что у всех потребности разные и что цель компании - зарабатывать деньги, а не тратить.. Трудно? А то как же.

Но зато потом Вы сможете сказать себе что вы сами себя уважаете. А разве может быть что-то приятнее?

2 комментария:

Alexey комментирует...

Кстати, тут "совершенно случайно" наткнулся на статью, точнее, даже не знаю как сказать - тред про переменивание ценных работников
http://hh.ru/contents/publication.do?publicationRubrikId=9&publicationId=467
Интересно, однако .. и хоть и вскльзь но затронуты "притягивающие и отталкивающие силы."

вот
"В ряде случаев бывает (особенно сперва) по-другому. Когда ценный работник объявляет руководству о предстоящем увольнении, его пытаются удержать. Сулят и значительную прибавку к окладу, и более высокую должность, и прочая, и прочая, и прочая. Тут, правда, вновь возникает вопрос. Что собственно мешало изначально устроить этому работнику такую жизнь, чтобы он и не помышлял об уходе."


и вот...
".. Заодно он предложил этому господину (уже не помню, французу или голландцу) организовать и провести специальный ассессмент-центр, позволяющий оценить лояльность его ближайших помощников. К великому удивлению моего друга тот отказался. И, очевидно, заметив удивление, разъяснил свой отказ. «Зачем мне оценивать их лояльность? Они лояльны мне и компании ровно настолько, насколько мы создаем им условия для того, чтобы они были лояльными и не глядели на сторону!» Право, мне добавить к его словам нечего. "

се-ля-ви..

Лев Курц комментирует...

Очень правильно сказал "француз или голландец" - я с ним полностью согласен. Насколько компания работает для того, чтобы усилить "притягивающие" силы действующие на сотрудников, настолько работники и лояльны.