суббота, июля 14, 2007

Аэропорт

Я на прошлой неделе дважды посетил аэропорт "Домодедово" ... Много думал.

На веб-странице посвящённой аэропорту сказано:

"Новый реконструированный аэровокзальный комплекс Домодедово – современный пассажирский терминал по обслуживанию пассажиров, предлагающий клиентам услуги европейского класса."

Вот план аэропорта:



Можно на него посмотреть и со спутника вот тут (только хочу обратить внимание на то, что спутниковое фото на момент написания поста старое - сейчас здание стало ещё длиннее).

На плане можно видеть, что аэропорт представляет собой вытянутое в длину
здание. Автостоянка находится слева от здания. Такое расположение удивительно неудобно!!! Порой для того чтобы дойти до нужного места аэропорта нужно идти наверное с километр!!!

И так уж совпало что недавно я перечитывал роман А. Хейли "Аэропорт". Вот небольшая цитата оттуда (с некоторыми сокращениями):

"Как вы считаете, мистер Бейкерсфелд, это верно, что через три‑четыре года в авиации будет сплошной хаос?

— Хаос — вещь относительная, — сказал Мел ... В жизни, мы сталкиваемся с ним в самых разных проявлениях и так или иначе приспосабливаемся.

— Так было всегда, — в авиации прогресс в воздухе постоянно опережал прогресс на земле. Временами нам казалось, что мы нагоним и пойдём в ногу — в середине шестидесятых годов мы почти достигли этого. И все же так не получилось. Видимо, самое большее, чего мы можем добиться, — это не слишком плестись в хвосте.

Но репортёр не унимался.

— Что же мы должны предпринять в отношении аэропортов? Что мы можем предпринять?

— Прежде всего мы должны научиться мыслить шире, давать волю воображению. Нужно освободиться от железнодорожного способа мышления.

— Вы считаете, что мы от него еще не освободились?

Мел кивнул.

— К несчастью, мы сталкиваемся с ним довольно часто. Все наши старые аэропорты представляют собой просто имитацию железнодорожных вокзалов, потому что их строителям приходилось опираться на опыт своих предшественников. Потом это стало уже шаблоном. Вот почему и в наши дни так много «вытянутых» аэропортов, где здание аэровокзала тянется до бесконечности и пассажиры вынуждены вышагивать не одну милю.

— А их не перестраивают? — спросил Томлинсон.

— Только кое‑где, и то очень медленно. — Несмотря на серьезность момента, разговор этот задел Мела за живое. — Кое‑где строятся циркообразные аэропорты — вроде пирога с начинкой, с автомобильными стоянками, расположенными внутри самого аэровокзала, а не за его стенами; там пешее передвижение пассажиров по аэровокзалу сокращено до минимума с помощью скоростных горизонтальных эскалаторов, а кроме того, самолеты подъезжают к пассажирам, а не наоборот. Это говорит о том, что аэропорт начинает завоевывать себе место как самостоятельная единица, а не просто приставка к чему‑то."

А. Хейли написал роман "Аэропорт" в 1968 году.

Для сравнения интересно посмотреть спутниковые фотографии скажем Шереметьево 2 или аэропорта JFK в Нью-Йорке. Они устроены точно так, как описано в романе почти сорокалетней давности (JFK - состоит из нескольких терминалов, каждый из которых похож на Шереметьево 2). А вот "современный пассажирский терминал по обслуживанию пассажиров, предлагающий клиентам услуги европейского класса" как то не очень. Более того как я вижу его ещё и расширяют. В стороны.

Я конечно понимаю, Домодедово старый аэропорт и строился в те времена, когда вытянутая форма была предпочтительной. НО, стоянка тогда была не сбоку от аэропорта, а ПЕРЕД ним (что кстати видно на старой спутниковой фотографии, ссылку на которую я привел - на ней ещё есть ДВЕ стоянки - ПЕРЕД зданием и сбоку; сейчас стоянки перед зданием не осталось). И кроме того тогда аэропорт был существенно короче чем сейчас.

Интересно, почему при масштабной перестройке которая сейчас происходит ничего из вышесказанного не учитывается?

А может я неправ и на самом деле все здорово и я просто не в теме?

5 комментариев:

Kirill Belokurov комментирует...

Во многих аэропортах очень помогают бегущие дорожки (moving walkway) - не знаю, есть ли такая в Шереметьево.

Lev Kurts комментирует...

Очень! Это факт, о котором, кстати и Хейли говорит в цитате, которую я привел. В Шереметьево таких нет, но они там особо и не нужны, поскольку как я уже упоминал, аэропорт довольно маленький и построен при этом относительно разумно - там просто нет длинных переходов.

А вот Домодедово - другое дело. Там дорожки конечно помогли бы. Мне непонятно другое - почему через 60 лет после того как Хейли заметил эту проблему (а заметил её думаю не он один) и в момент перестройки аэропорта не попытаться построить новые части так чтобы было удобно?

Yulia комментирует...

Во-первых, приятно видеть такой складный и грамотный русский язык.
NB: Если начинается с похвалы, закончится критикой или, как минимум, дискуссией.
Во-вторых, Домодедово сейчас «удлинился» еще больше. Но система, когда пассажир бегает за самолетом, а не наоборот, существует почти во всех европейских аэропортах (например, недавно построенный аэропорт во Франкфурте). Другое дело - метро. Во многих европейских городах поезда различных маршрутов подъезжают к пассажиру на одну платформу. В московском метро надо преодолеть не одну лестницу и порой не один десяток метров, чтобы пересесть на другой поезд. Хотя метро в Москве – это музей, а в музее принято много ходить :) .

Lev Kurts комментирует...

Система-то существует, вопрос - хорошая ли это система :-)
Насчет метро - согласен, в Москве принято чтобы на одной платформе были поезда одного маршрута, но в разные стороны. Я кстати не уверен, что это так уж плохо - в Нью-Йорке например на одной платформе поезда разных маршрутов и это не так уж и удобно: если ошибся с направлением, надо переходить. Это правда может быть из-за того, что я с нью-йоркским метро не так хорошо знаком.

Yulia комментирует...

Если бы в московском метро с одной станции было столько переходов, сколько маршрутов на одной станции в Нью-Йорке, люди бы вообще из этого лабиринта не вышли :). Думаю, что пожилые люди с тележками и инвалиды предпочли бы путаться в маршрутах, стоя на одной станции. Да и для всех остальных стоять в толпе минут 5-10, чтобы зайти на эскалатор в час-пик, не лучшее времяпрепровождение. Хотя эта проблема скорее не из-за системы, а из-за того, что московское метро не рассчитано на такое количество людей. А вот очередь перед турникетом, чтобы пройти в автобус или троллейбус – это уже системное обстоятельство.