понедельник, августа 31, 2009

Удаленная работа - несколько мыслей

Я довольно долгое время уже работаю с людьми, находящимися от меня на "расстоянии" 8 и более часов. Кроме того, некоторых людей, с которыми я работаю, я не знаю лично. Такая ситуация создает специфические проблемы, которых не бывает при работе в офисе.

Поэтому я составил список довольно банальных вещей, соблюдение которых очень упростило бы общение, если бы такой список у меня был с самого начала.
  1. Вы должны быть в состоянии предложить удобный способ оплаты ваших услуг. Уточнение: webmoney и yandex-деньги - НЕ являются удобным для всех способом . На самом деле, желательно иметь несколько способов. Самым удобным было бы если бы у вас был банковский счет в долларах, на который можно было бы перевести вам деньги. Paypal тоже работает. Необходимость наличия удобного способа оплаты связана с тем, что когда я начинаю с вами работать, я хочу быть сосредоточен на рабочих моментах: что нужно сделать, когда, как, в какие сроки. Я не хочу думать о "логистике".
  2. У вас естественно должно быть удовлетворительное подключение к интернет:
    • возможность (достаточно "широкий" канал) разговаривать по скайп или ему подобным программам
    • email
    • интернет-пейджер (icq, aim, google talk, тот же скайп)
    • возможность передавать достаточно большие файлы
    • наличие ftp (в некоторых проектах)
  3. Мобильный телефон для связи - так чтобы я до вас можно было добраться, когда вы не за компьютером. Понятно, что телефоном этим никто не будет (не должен) злоупотреблять, но он необходим, учитывая разницу во времени.
  4. На письма необходимо отвечать. Даже если ответ состоит в том, что вы сделать ничего не сделали. Отсутствие ответа создает неприятнейшее ощущение того, что вы пропали. Это особенно касается "одиноких волков".
  5. Перед высылкой, код необходимо тестировать. Банально, но иногда создается ощущение, что высланное не запускалось автором никогда. Опять же, особенно касается одиночек.
    P.S. По этому поводу могу рассказать два анекдота
    • Автором известного учебника "Искусство программирования" Дональд Кнут, как то написал в письме: "Beware of bugs in the above code; I have only proved it correct, not tried it" (http://www-cs-faculty.stanford.edu/~knuth/faq.html)
    • Одного моего коллегу как-то спросили "Ну что, написал программу-то?" Тот ответил: "Да". В этот момент спрашивающий уточнил - "Ну то есть она уже готова?" Ответ был простой: "Нет конечно, я её только написал, но не запускал ещё".
  6. Используйте в письмах тот же язык, на котором написано исходное письмо. Если я пишу Вам письмо по-русски - отвечайте по-русски, если по-английски, то по-английски.
  7. "Было бы величайшей ошибкой думать". Это не так. Думать нужно. И если я прошу глупость - не грех сказать мне об этом. Будет полезно всем. Нет смысла слепо делать все, о чем вас просят, только потому что просят "с той стороны". С той стороны ошибаются не меньше чем с этой и уточнить задачу, высказать свои соображения очень желательно.

4 комментария:

Alexander Trofimov комментирует...

4 - это как бы не для разделенных поясами. Это - вообще must do. Ибо "жутко бесит. Хочется взять и в..."

Unknown комментирует...

Мда, похоже проблемы знаете не по наслышке :(. На самом деле 1-6 пункты - это просто некоторые формальные правила, которые с тем или иным успехом можно внедрить, но вот 7 .. это да... Это зачастую объективно не просто, по одной причине - зачастую тот кто выполняет задачу не имеет полного контекста вопроса, что б начать думать самому... а вот получить этот контекст - это ж сколько надо трести тех, кто ставит задачи... а это зачастую, тем кто исполняет не интересно.. ведь контекст еще и поддерживать в актуальном состоянии надо. но это так- отвлеченно - по поводу седьмого пункта, я думаю мое отношение правильнее всего выражают слова Эльдара Мусаева "Хороший программист просто обязан выпить стакан-другой крови PM'а (менеджера, архитекта, аналиста, или кто там обьясняет вам, что надо делать). И вовсе не потому, что это вам или ему продлит жизнь, даже в полную луну. Скорее наоборот. Но зато вы будете ПОНИМАТЬ что же вы делаете и зачем." (C) http://blogs.technet.com/eldar/archive/2008/12/02/3163189.aspx

Unknown комментирует...

Кстати, я для работы с удаленщиками активно использую DEVPROM. У нас там вся информация по проекту сосредоточена: база знаний, требования, документация, тестирование. Коммуникация только по Skype - это часто однобоко, а вот обсуждение (причем асинхронное, то есть когда каждому удобно) позволяет активно участвовать всем членам проекта и заказчику.

Анонимный комментирует...

Все равно, сложнее всего работать именно в разных часовых поясах и не тогда, когда ты "раньше", а когда "позже". Вот тогда и возникают самые большие проблемы - по крайней мере у меня, - ответ приходит на следующий день, а не сразу, как могло бы быть