среда, марта 07, 2007

MyLifeBits - уже реальность?

Как я сегодня выяснил, я немного запаздываю с прочтением новостей и то, о чем я собираюсь написать сегодня уже давно написано другими и успешно забыто. Но я все равно попробую.

Проект

Недавно я узнал о проекте MyLifeBits. MyLifeBits - проект, которым занимается исследовательское отделение компании Microsoft - Microsoft Research. В чем идея? Идея в том, чтобы записывать ВСЮ жизнь человека в некую базу данных, называемую цифровой памятью. Под всей жизнью понимается, что будет записано:

  • Все телефонные звонки
  • Программы, передаваемые по радио и телевидению, которые человек смотрит
  • В процессе работы на компьютере записывается:
    • Каждая посещаемая web-страница
    • Каждое полученное или отправленное сообщение по MSN, ICQ или другому интернет-пейджеру
    • Открываемые файлы
    • Проигрываемая музыка
    • Все производимые поисковые запросы
    • Окна являющиеся в данный момент активными
    • Все действия клавиатурой и мышью
  • В процессе передвижения человека также записывается
    • Информация о местонахождении (при помощи портативного GPS устройства, передающего информацию прямо в базу данных по беспроводной связи)
    • Специальная камера SenseCam, разработанная Microsoft Research автоматически производит фотографию в случаях:
      • появления рядом человека (инфракрасный датчик отмечает появление тёплого тела неподалёку)
      • существенного изменения освещённости, что может свидетельствовать о смене местоположения (человек вошёл куда-то или вышел откуда-то)
  • Помимо всего вышеперечисленного, предполагается также запись биологических параметров (пульс, давление и тому подобное) при помощи специальных датчиков.
Ну понятное дело, что к приведённому списку можно добавить ещё что-то. Тем не менее для понимания общей идеи я думаю списка вполне достаточно.

В недавней статье в Scientific American, основной разработчик всего этого безобразия, Gordon Bell, рассказывает как в 1998 году ему пришла в голову идея, что нужно наконец начать жить по "безбумажной технологии". Человек он, по всей видимости, очень упорный и упёртый, поэтому раз уж он "чего решил, то выпьет обязательно". Короче говоря, он нанял специального секретаря, который немного ни мало за несколько лет умудрился оцифровать все, что нашему герою пришло в голову оцифровать. А пришло ему в голову много чего: все документы, фотографии, видеозаписи были отсканированы и оцифрованы. Сколько денег было заплачено секретарю не раскрывается, но полагаю что немало. И вот в этот момент, когда все уже было оцифровано, Gordon осознал тот факт, что воспользоваться всей этой ценнейшей, по его мнению, информацией чрезвычайно сложно ...

Ведь совершенно невозможно в этом массиве что-нибудь найти. А особенно большая проблема стоит если ты хочешь осуществить "ассоциативный" поиск - например найти, тот файл в который ты записывал номер телефона, в тот момент когда по телевизору шел такой-то фильм. Ну вот с этого то собственно и начался проект MyLifeBits.

Сейчас уже существует специальное программное обеспечение, позволяющее снабжать все данные метаинформацией, производить поиск и так далее. Также есть некоторые подвижки в решении задачи автоматического снабжения записываемых данных метаинформацией (например фотографии автоматически можно привязывать к месту, где они сделаны, пользуясь системой глобального позиционирования).

Также активно развивается направление, связанное с записью медицинской информации и раннего обнаружения болезней.

Естественно, что сотрудники Microsoft Research, смотрят в будущее и уже сейчас, как и любые приличные научные деятели, отметили в своих собственных работах некоторые недостатки. В частности, речь идет о возможных проблемах связанных с вторжением частную жизнь, возможной "автоматической" записью секретных данных (торговых, коммерчески и научных, с которыми человек сталкивается по работе). Есть конечно и технические проблемы - хранение огромных объёмов информации, резервное копирование, потенциальное устаревание форматов данных - ведь предполагается хранить данные всю человеческую жизнь, а вероятно и дольше. Ну конечно же тут примешиваются и проблемы морально-этического плана, о которых наверное лучше всего рассказывается в фильме Final Cut.

Вот такой вот проект.

Реальность

Microsoft Research потратил на проект уже почти 10 лет и я даже представить себе не могу сколько денег. И до конца ещё очень далеко, масса проблем ещё не решена, причём многие из этих проблем не очень и понятно как решать. Самые трудные проблемы - не технические. Самые трудные проблемы - этические. Имею ли я право записывать других людей, которых я вижу? И так далее. Из-за этических сложностей многим кажется, что это даже хорошо, что до завершения проекта и возможности записать все ещё так далеко.

А так ли далеко?

На самом деле, мне кажется что человечество уже очень близко подошло к тому, чтобы мечта этого человека из MS стала реальностью ... причем вероятно совершенно без участия самого этого человека и описанного проекта MS Research.

В 1998 году ещё не было Google ... Вот в чем дело. А сейчас Google есть. И очень интересно посмотреть на мир именно глазами этих ребят.

Уже сейчас Google имеет возможность записывать про нас очень многое. Зависит конечно от человека, но про меня лично Google вполне может знать:
  • большинство web-страниц, которые я посещаю
  • содержимое очень многих моих электронных писем (Google Desktop Search)
  • содержимое моих входящих и исходящих мгновенных сообщений
  • текущее местонахождение (погоду смотрю ... )
  • содержимое почти всех файлов на жестком диске моего компьютера (Google Desktop Search)
  • ну естественно порядочный процент моих поисковых запросов, как на локальном компьютере, так и в Интернет (локально я пока ещё не все ищу Google-ом)
Как вам этот список? Ничего не напоминает? По-моему очень даже похож на список того, что записывается в проекте MyLifeBits. И самое главное, что количество видов информации, которыми может обладать Google обо мне, с каждым наверное днем расширяется. Ведь помимо всего этого Google ещё знает или может знать:
  • Какие RSS feed-ы и блоги я читаю (Google Reader)
  • На какие сайт я "люблю" ходить (bookmarks)
  • Информацию о моих покупках (Google Checkout)
  • Информацию о моих сайтах в интернет (Google Analytics)
  • Даже содержимое этого блога, который вы сейчас читаете (ведь я же пользуюсь blogger)
Я не пытаюсь нарисовать Google, как страшного большого брата, следящего за всеми и стремящегося к мировому господству (как например делается здесь).

Я говорю о том, что возможно специализированные проекты немного опоздали - MyLifeBits уже записываются без нашего ведома и желания.

Пока что Google не знает что у нас завтра на обед - но возможно что-то вроде Google Food Delivery уже на подходе?

d3c01991-6913-44cd-afda-12562c9b9d33

Комментариев нет: